Скидки до 75%

Обман: две стороны одной медали

  • 15 августа 2014 00:00:00
  • Отзывы : 0
  • Просмотров: 2626
  • Автор: Влад Говоров
  • 0

Все мы знаем, что обманывать и лгать – нехорошо. Но в разных религиях обман рассматривается по-разному. В христианстве, например, ложь – всегда грех. Хотя, при этом, теософы, как и философы, бесконечно спорят о так называемой «лжи во спасение», да только воз и ныне там. А вот у некоторых народов обмануть «гоя», «безбожника» или «неверного» не то что позволительно, а даже поощряется.

Оба этих подхода не просто однобоки, они возмутительны. Но как же расценивался обман у наших предков – славян?

Конечно, славяне также не сумели найти идеальное решение одной из самых известных философских проблем. Но отношение их ко лжи было достаточно логичным.

Самое главное – обман допускался только в отношении нечистой силы. Вспомним сказки, народный фольклор. Чтобы выйти из сложной ситуации, героям часто приходилось говорить неправду. Можно назвать это и хитростью, смекалкой, но по факту это был обман. Но обман этот всегда был ответом на другой обман. То есть с проявлениями нечистой силы разрешалось бороться её же методами. Логично? Вполне.

Далее. У наших предков были специальные присказки, заговоры, целью которых было ввести в заблуждение навьи создания. Это была та самая пресловутая «ложь во спасение», которая, как верили славяне, могла реально спасти человека от наговоров, болезней или даже смерти. Тотемы, специальные символы, некоторые обереги также в своей сути несут те же функции.

Но обманывать людей было неправильно. Это было не табу, это просто выходило за рамки логики славянина. Фактически, исходя из вышесказанного, пойманный на обмане представлялся нашим предкам как представитель нечистой силы в человеческом обличье или, как минимум, водящийся с ней. И отношение к нему было соответствующее.

А что же, если человек ошибся по глупости, заплутал? Или посчитал, что его обманули, и обманул в ответ, а первичного обмана на самом деле не было? В таких случаях тоже выходило, что он оказался под влиянием нечистой силы. Но наши предки ценили добродетель и признавали возможность смены пути. Так что добрыми делами можно было вернуть себе и доброе имя.

Итак, ложь у славян допускалась лишь в ответ на другую ложь, а также как необходимый атрибут общения с нечистой силой. Такой подход имел и свои изъяны, но хотя бы был честен…

 
 
 
 
 
 
Оставить отзыв ↓
 
Ещё никто не оставил отзывов.