Скидки до 70%

Типология и структура славянских капищ

  • 08 сентября 2015 06:38:29
  • Отзывы : 0
  • Просмотров: 15261
  • Автор: Станислав Радосветов
  • 0
Славянское капищеСегодня мы затронем очень важную и значимую для всего славянского мира тему. Это типология капищ и их структура.
Сегодня всё больше становятся доступны материалы, в которых приводятся археологические, исторические, культурные и прочие данные, посвященные теме сакральных мест славян, в том числе капищ. Естественно, капища не сохранились в своём первозданном виде, так как прошло уже более 1000 лет и нельзя не умолчать о том факте, что на большинстве мест, где стояли ранее капища, теперь стоят церкви. Так они решили, что быстрее пройдёт адаптация славян к новой религии. Люди привыкают к святым местам, да и выбраны они были не случайно, так как капище ставили в удобном месте, где стоял священный камень, был родник, и т.п.
Не нужно и забывать, что капища пытались уничтожать, искоренять, сносить, заваливать камнями и т.п. Двоеверие было, но совсем оно не проявлялось в таком явлении как славянские капища. Ведь это было как бельмо на глазу церкви, "идолопоклонники" преследовались. Вот поэтому и не так много сведений о капищах старины глубокой. Раньше из-за того же влияния церкви не особо эта тема была популярна и в науке. Только археологи 19 века пролили свет на тему изучения славянских святых мест или, по-простому, капищ.
Итак, капища устанавливали в характерном месте, где был значимый, почитаемый природный объект. Часто даже селения привязывали к такому объекту, после поселений вдоль рек, естественно. Часто капища ставили на окраине селения. Нужно понимать, что до 10 века это были одновременно храм, кладбище, и место для праздников и обрядов. Капища были крайне многофункциональными и в жизни простого родновера они играли колоссальную роль. Это в последующем капища стали упрощать, там перестали делать крадирование, и проводить праздники, они стали просто местами для ритуалов. А в эпоху двоеверия они стали сразу «нечистыми», «погаными» и постепенно их роль в мировоззрении славянина стала падать.
Сами капища, по своей структуре были двух типов. Первые - это общинные капища, примерно 5-15 метров в окружности. В центре круга обязательная насыпь и изваяние одного божества, чаще всего из дерева. Но были и каменные капи. По границе круга был вырыт небольшой ров, с восьмью карманами. За рвом часто устанавливали частокол. Вход в капище был только один и только через ров. Он был строго ориентирован по сторонам света. Очень редко на капищах устанавливали несколько кумиров. Обычно такие капища датируют эпохой князя Владимира.
Сакральное значение данного сооружения очень велико. Давайте разберём детали такого обустройства славянского капища.
- Круг - символ солнца и он присутствовал во всей ритуально-обрядовой практике славян. Круг, по поверьям, защищает от злых духов.
- Ров символизировал реку Смородину, а мост через ров - Калинов мост. Этими символами славяне показывали, что Волхв работает в границе миров. Да и обязательные требы Богам и предкам важная часть любого славянского ритуала. Поэтому такое междумирье было необходимым явлением.
- Восемь костров, вне зоны алтаря и один костер возле основной капи. Суммарно получается девять костров, что соответствует традиции из красного круга славянских богов. Каждому Богу зажигался свой костёр. Это был и своеобразный оберег, и способ почтения. Уникальное, должно быть, было зрелище!
Второй, по типу славянских капищ, было святилище или города – капища. Самым известным, конечно же был Храм Арконы.
Суть в том, что в таких поселениях жили и трудились волхвы. Там были и площади и хозяйственные постройки, и срубы домов для гостей, и храм под открытым небом, и закрытый храм. В таких городах обычно жили окромя волхвов только жрецы, обучающиеся духовному делу. Города эти строились в труднодоступных местах и их посещали для обрядов имянаречений, инициаций, гаданий и предсказаний великих дел в княжестве, для серьёзных праздников и т.п. Такие поселения были хоть и в свободном доступе, но являлись скорее архикапищами регионального значения.
Тема обустройства капища и его структуры сегодня крайне актуальна. В странах СНГ и в России общины уже воссоздают капи, капища, и святые места снова оживают. И наша информация крайне важна для реконструкции.
 
 
 
 
 
 
Оставить отзыв ↓
 
Ещё никто не оставил отзывов.