Скидки до 70%

Рысь

  • 22 января 2015 17:08:52
  • Отзывы : 0
  • Просмотров: 21442
  • Автор: Станислав Радосветов
  • 0
Значение Рыси в Славянской культуре

Честно говоря, даже были определённые сомнения в классификации Рыси как славянского тотемного животного. Так как слишком мала сейчас их популяция и мало осталось мифологических маркеров, указывающих на такую важную роль данного животного в организации этноментальных составляющих. А именно по таким маркерам мы определяем роль тотемов в жизни славян.

Но есть ряд моментов, которые указывают на тотемную роль Рыси в славянской родноверческой традиции. Во-первых, на многих стягах, гербах и знамёнах русских князей присутствовала Рысь и по свидетельству многих очевидцев отличительной особенностью некоторых князей, в военном одеянии (а не забываем, что они были в то время полководцами), присутствовал рыжий цвет рыси. Например, на плаще. Во-вторых, имя Рыси, было и есть созвучно, с именем «Русь», и как показывают этимологические и прочие лингвистические анализы, такое фонетическое сочетание характерно только для племён, принадлежавших восточной Руси. Иными словами, есть теории, которые пытаются доказать самоназвание нашей родины с животным Рысью. Это достаточно интересное и смелое утверждение. Но заслуживает быть правдой, так как другие теории ещё смелее.

В свободном обращении ходит миф с явным мифологическим маркером присутствия Рыси. Мы его публикуем без изменений:

«У старика была дочь-красавица. Жил он с нею тихо и мирно, пока не женился на
одной бабе. А та баба была злая ведьма. Невзлюбила она падчерицу, пристала к старику:
«Прогони ее из дому, чтобы я ее и в глаза не видела!» Старик взял да и выдал
свою дочку замуж за хорошего человека. Живет она с мужем да радуется и родила ему мальчика.
А ведьма еще пуще злится, зависть ей покоя не дает. Улучила она время, обратила
свою падчерицу зверем Арысь-поле и выгнала ее в дремучий лес. В падчерильно
платье нарядила свою родную дочь и подставила ее вместо настоящей жены. Всем
глаза отвела - ведьма же во что хошь, в то и заставит людей поверить! - ни муж,
ни люди, никто обмана не распознал.
Ведьмина дочка к ребенку и близко не подходила, не кормила его. Тут старая мамка
одна и смекнула, что беда случилась. А сказать боится.
С того самого дня, как только ребенок проголодается, мамка понесет его к лесу и запоет:
Арысь-поле! Дитя кричит, Дитя кричит, есть-пить просит.
Арысь-поле прибежит, сбросит свою шкурку под колоду, возьмет мальчика, накормит.
После наденет опять шкурку и убежит в лес.
«Куда это мамка с ребенком ходит?» - думает муж. Стал за нею присматривать и
увидел, как Арысь-поле прибежала, сбросила с себя шкурку и стала кормить
малютку. Он подкрался из-за кустов, схватил шкурку и спалил ее.
- Ах, что-то дымом пахнет. Никак моя шкурка горит? - говорит Арысь-поле.
- Нет, это дровосеки лес подожгли, - отвечает мамка. Шкурка и сгорела.

Арысь-поле приняла прежний вид и обо всем рассказала своему мужу. Тотчас
собрались люди, схватили ведьму и сожгли ее вместе с дочерью»
.
Рысь в мифологии
Миф даёт явное оборотническое подтверждение действий Рыси. Это напрямую подтверждает тот факт, что она могла быть одной из основных славянских тотемных животных. В этом ключе понятным становится даже использование похожего тотема в Сочинских олимпийских играх.

Как указывают некоторые авторы, раньше Рысь была вовсе священным животным и на неё была запрещена охота. Считалось, что Рысь даёт мужчине удачу в военном и охотничьем ремесле. В качестве нательного оберега в таком случае нужно было повесить клык или коготь рыси. Кроме того, считалось, что Рысь не просто ловка, смела, бесстрашна. А что она была одним из первопредков славян. Для женщин, как ни странно, Рысь тоже была тотемным животным. Она оберегала женский род, помогала зачать ребёнка, наделяла удачливостью в делах любовных.

Вот такая оказалась Рысь важной для славян-родноверов.
 
 
 
 
 
 
Оставить отзыв ↓
 
Ещё никто не оставил отзывов.