Скидки до 70%

Славянская магия

Копное право на Руси

  • 18 апреля 2018 22:25:48
  • Отзывы : 2
  • Просмотров: 11147
  • Автор: Станислав Радосветов
  • 5
Введение

Про копное право знают немногие исследователи, и даже в вузах многие преподаватели исключают из программ такой интересный момент как прямая форма демократии в древней Руси. Вот мне, человеку с высшим историческим образованием, правда с педагогическим уклоном, про это не говорили ни слова. Зачем бы я потом детей учил, что фильм "Викинг" про "тупых, грязных, немытых язычников" является бредом и вымыслом его создателя. А копное право - яркий пример чистой, народной, демократии. В первую очередь его не стоить путать с вече (вот статья про вече) Копное право - более древнее, интересное и, в отличие от вече, заключается в том, что вече более ново и можно верить тем исследователям, которые утверждают что вече - это все же обсуждения дружины плана внутреннего обустройства и тактики военных действий, которые впоследствии перекочевали относительно на бытовые аспекты жизни славян (например, вече было распространено у казаков).
Всем людям, кому интересна реальная история древней Руси, без чуши и поисков сокрытия каких-то глобальных вещей, под тип татаро-монгольского ига, данная статья будет интересна.
Этимология слова

Этимология данного слова интересна и дошла до наших дней под лексическим значением слова "собрано воедино" примеры слов с корнем "коп" - скопом (всей кучей), копна волос (много волос), скопище людей (сбор большого количества людей в одном месте). Исходя из этого, можно сделать объективный вывод, что копное право - общее право, иными словами, народное право.
Нужно отметить, что копное право было распространено у южных славян. Но, естественно, этим ореолом распространения не ограничивалось.
Время использования славянами копного права

Начало начал копного права никто вам не скажет, скорее всего, обычай уходит глубоко и далеко за пределы границы до н.э. Но первые упоминания в отрезке нашего времени приходятся на 5-7 века нашей эры. Расцвет копного права был в 8-11 века. После принятия "Русской правды" Ярославом Мудрым всё стало несколько сложнее. После этого периода была двойная надстройка копного права и первого русского уголовного томика, где был свод правил, который регулировал ту или иную провинность. Потом был расцвет вечевого права в Новгородской республике – это 13-14 век. Но копное право, в той или иной форме, просуществовало до 15-16 веков. И некоторые моменты или, если угодно, рудименты, были в культуре вплоть до 19 века. Например, публичное раскаяние на площади, этот приём как раз пришёл из копного права, а литературная его обработка вполне удалась у Достоевского, и это указывает на тот момент, что копного права уже не существовало, а публичное раскаяние в народной культуре вполне ещё осталось.
Суть копного права

Суть проста, при наличии спорных моментов бытового плана, например делёжка земель, или уголовного, например воровство или убийство, созывалась копна. Копной называли главы семей, которые имели подворное хозяйство и вели оседлый образ жизни. Другими словами глава рода. 8-10 глав это одно поселение. На копну приглашались главы 10 ближайших вокруг сёл. Собирались или в одном селе, обычно самом большом, или на месте преступления. Обязательно такие собрания проходили под открытым небом. Так сказать, перед богами у всех людей на виду. Главного судьи не было. У всех было право голоса. А теперь внимание! Решение по тому или иному делу принималось только при полном большинстве. Не 5 за, 6 против и все, оправдан. Суть копного права в том, что каждый из глав родов общался со свидетелями, разбирался в уликах (всегда искали ЛИК, человека который мог сказать что-то существенное по делу или быть свидетелем). Есть классическое определение,- потерпевший и ответчик. У всех есть право говорить и доказывать свою точку зрения. Было несколько интересных моментов. Например, за человека могли поручиться главы родов селения, но если все же была доказана вина, то все несли наказание наравне с шкодой (так в старину называли провинившегося). Были ещё публичные клятвы, про раскаяния я писал выше, их любили на копе, и это было отчасти смягчением наказания при не фатальных преступлениях. Копное право очень дотошно относилось к таким вещам, как воля умершего. Очень интересный, я бы даже сказал древнерусский момент, это то,что на копу приглашали старейших в роду. Они, говоря современным языком, имели совещательный голос. Так, они поясняли, как решались подобные дела в древности. Но по факту, старейшие очень часто имели фундаментальный вес при копных собраниях. Так как их багаж знаний, возраст и мудрость давали возможность более детально разобраться в сложных делах.
Всего по одному делу могло быть три копных сбора. Первое по горячим следам или вводное, вторым собранием зачастую все и заканчивалось, оно называлось головной сбор. самые сложные дела переходили в третью копну и назывались такие дела путаными.
Характерно, что при созыве копного права использовались в древности специальные соборные костры. Это специальные костры на возвышенностях, в огонь таких костров добавляли хвою для дыма и ещё ряд компонентов, дабы цвет дыма был особым. (в военном деле славяне, как и многие другие народности, также имели сигнальную систему костров) В более позднее время на копное право созывал специальный колокол (Он отличался по типу звучания от тревожного набата и веселого перезвона праздничного колокола).
Система наказания при копном праве

Система наказаний вполне по нашей вере и древняя. Она сводится к основному принципу - око за око, жизнь за жизнь. Наказания приводились в исполнение публично и сразу после того как копна вынесет единогласное решение. Были случаи и смертной казни за убийство. Но чаще всего просто община или род обязан был возместить потерпевшему потерю, кражу и т.п.
Кто попадал под действие копного права

Вся прелесть копного права, что судили своих же детей, родственников и т.п. старшие мужи, судили по справедливости и глубоко разобравшись в сути дела. Все 10 сёл, весь его люд, включая помещиков и простых работяг - крестьян, все попадали под действие копного права, его решение, как говорят исследователи, было практически невозможно обжаловать. Ни богатый, ни знатный, ни хитрый не мог избежать суда старших в роду и получить симметричную своим злодеяниям кару. Вот она красивая, публичная, народная демократия в чистом её виде. Все конечно стало портиться после 12 века. Но в исконном своём виде копное право очень интересно для изучения и современного осмысления.
 
 
 
 
 
 
Оставить отзыв ↓
 
Упорядочить отзывы:
 
Задать вопрос в WhatsApp