
Изучая верования православия, уже в императорской России, натыкался на интересные заметки по православию, различных исследователей и путешественников. Все сходятся на том, что православие было государственной религией, которую были вынуждены соблюдать крестьяне.
Во многом было не понятно, почему православие выживало. Нет, правда, это был вопрос вопросов. Ведь посудите сами, в Европе людей пытали, сжигали. Там был тотальный страх. У нас не жгли и не пытали, максимум, что могли сделать это плетьми по спине пройти за богохульство. И что, все так рьяно верили? Верили.
Только как выяснилось, что по своду законов от 1642 года за отступничество от веры лишали наделов, имений, дохода и т.п. Поэтому аристократия и бояре соблюдали заветы Божьи и их люд крепостной заставляли это делать. Страх, как оказывается, был, но он не менее серьёзный чем казнь или пытки инквизиции.
Православие, как ветка христианства, как выяснилось, мало чем отличалась от других ветвей, где главным мотивирующим фактором был страх.
И не удивительно, что реальная вера народа была слабо соотносима с показным православием. Народ, особенно в деревнях, не особо умел молиться, и это всегда было умилительным зрелищем, когда приезжал в деревню чиновник, а там показные моления.
Главное понимать, что и в то, во что верил народ нельзя и назвать родноверием. Есть у этого явления термин двоеверие, который относится и сегодня к ситуации официальной религии в нашей стране. Иными словами, то во что верил народ раньше это гремучая смесь Традиционных верований, которые были приняты в разных землях до принятия христианства, и то, как народ понял веру православную. Ну и это ещё не всё, в представление о вере складывались Народные приметы, обычаи отдельных регионов и селений и многие другие факторы. И это и называлось обобщённо православием.
Но любили ли православие? Скорее нет, чем да. Любили веру, ту, какой её представляли, а это не одно и тоже.
Например, столько грязи, народной ненависти сохранилось в Унт и классической литературе к попам что ясно и понятно, - народ призирал служителей веры.
Многое подтверждает наши слова, если посмотреть и понять принципы веры у старообрядцев (не путать с так называемыми староверами сегодняшнего дня, это инглиизм, а не православие в его ответвлении). Именно в старообрядчестве много природной веры и много негатива к государственному регулированию религии. Но это тема для отдельной статьи.
Итак, если подвести черту под тем, что мы написали, получается что православие хоть и государственная вера, но вот не народная. А народная вера это смесь древних культов, народных, традиционных традиций и православия как оно было понято и адаптировано под представления о картине мира в родноверии.
Поэтому то родноверие полностью и не вымерло, а традиция лишь обросла шелухой других религий, но корень остался во многом. Наша задача этот корень найти и понять. Но это самое сложное, так как
христианство переплеталось с родноверим уже более 1000 лет. Но опытный и знающий человек, может увидеть традицию, а не чуждые верования, даже там где на первый взгляд этого и нельзя сразу сделать.