Пожалуй, самым главным праздником для наших предков и современных родноверов был и остается Купала.
Отмечается он в дни летнего солнцестояния – 20-22 июня. Именно в эти дни ночь совсем коротка, зато день очень длинен. Луна едва успеет показаться, как солнце, недавно скрывшееся за горизонтом, снова встаёт, даруя людям радость, здоровье и веселье.

Некоторые люди, не слишком хорошо знакомые с родной историей, считают, что отмечать этот праздник следует 7 июля – на Ивана Купалу. На самом деле, христианство, придя на Русь, пыталось подменить главные праздники своими. Поэтому к Купале было добавлено семитское имя Иван. После революции 1917 года календарь был изменен, из-за чего празднование сдвинулось на две недели. Но славянский Купала вовсе не был привязан к изменчивым календарям – он привязан к Солнцу. Так что, надеюсь, мы дали конкретный ответ на вопрос,
когда отмечать Купалу - отмечать его следует именно в день летнего солнцестояния.
Праздник этот проводится весело. Ведь Солнце в этот день в зените своей силы. Уже следующий день станет на минуту короче, но это будет только завтра, а на Купалу Солнце – помощник в борьбе с тёмными силами и даритель света, тепла, который всесилен.
Празднование начинается, когда Солнце коснулось горизонта и сгущаются сумерки. Но к этому моменту всё должно быть готово. Одним из ключевых элементов праздника является огонь – наместник Солнца на Земле. Огонь повсеместно используется на Купале. Причем, добывался он не как-нибудь, а именно трением – именно этот огонь считался наиболее правильным и полезным.
В первую очередь это, конечно же, прыжки через костёр. Прыгали как в одиночку, так и парами. Огонь очищал от всего плохого, коснувшегося тела и души человека – от болезней, плохих мыслей, сглазов. Костёр для этого разводился довольно большой – парень или девушка должны прикладывать усилия, чтобы перепрыгнуть через него. К тому же, костёр должен успеть обдать их жаром, обласкать. Символический костерок, через который можно шутя переступить, для этого дела не подходит.
Ещё более крупный костёр разводится для Ярилы – солнечного бога. Его куклу изготавливают из тряпок и зелёных веток. Причем, изготовлением занимаются женщины и девушки. Костёр для Ярилы напоминал костёр для похорон. Ярилу несли на него с плачем и стенаниями – хоронили мальчика-солнце. Но после сожжения рождался Даждьбог – мужчина-солнце. Нередко в костёр бросалась старая одежда заболевших детей, мимо проводился скот. Священный Огонь возвращал здоровье детям, взрослым, животным.
Обязательно пускалось с холмов и горок огненное колесо, зачастую украшенное яркими лентами. Оно символизировало солнце.
Девушки гадали на суженого, пуская по рекам и ручьям венки, сплетённые из трав, с зажженной лучиной или свечкой. Подобное единение огня и воды символизирует единство противоположностей – мужского и женского начала.
Ну а возвращаясь домой, мужья и жены старались сохранить хоть немного сил для самого важного. Ведь по поверьям именно дети,
зачатые в этот день (точнее, в ночь), рождались
особенно сильными, здоровыми и умными. Всё-таки Купала, кроме прочего, это ещё и праздник славянской любви.