Кедровая скульптура

Полевой в славянской мифологии

  • 28 февраля 2017 11:59:30
  • Отзывы : 0
  • Просмотров: 254
  • Автор: Станислав Свиридов
  • 0
Полевой в славянской мифологии​Полевой менее известен, чем леший, домовой, водяной и им подобные. А ведь наши предки немало знали о нем и относились к полевому крайне серьёзно. Его также звали полевик или дедушко-полевушко. Предки верили, что во многом именно от благоволения полевого зависит, будет ли урожай богатым или же погибнет на корню. А от урожая пшеницы, овса, ржи зависело благополучие и даже существование семьи и всего рода. Поэтому нет ничего удивительного в том, что полевого знали и почитали.
Его также можно назвать духом поля. Причем, именно вспаханного поля, а не обычного – последний скорее подпадал под ответственность лугового.
Описание внешности довольно размытое. В некоторых областях люди полагали, что его кожа черна, как чернозем, глаза разноцветные, а волосы – из травы. В других же его видели как молодого мужчину с очень длинными ногами, позволяющими ему бегать наперегонки с ветрами. А, например, в Новгородской области считали, что он – обычный мужчина, одетый во всё белое и сам насылающий ветра с помощью свиста. Иногда ему приписывают небольшие рожки на голове и длинный хвост с пушистой кисточкой – с его помощью полевой поднимает пыль, если хочет скрыться от посторонних глаз. Наконец, иногда очевидцы утверждают, что полевик – старик с окладистой бородой и жутко сопливым носом. Он подходит к людям и просит помочь высморкаться. Если человек отказывается, то полевой просто уходит. А вот если преодолевает брезгливость и помогает, то полевой моментально уходит, а в руке человека остается кошель серебра. Таким образом дух полей щедро вознаграждает тех, кто не боится испачкать руки.
Главной функцией полевого является ухаживание за травой и злаковыми. Поэтому, начиная работать в поле, крестьяне обязательно оставляли ему дары. Причем, это наблюдалось не только тысячу лет назад, до прихода христианства, но и сравнительно недавно – всего несколько веков назад. Считалось, что полевой обходит свои владения аккуратно, передвигаясь преимущественно по меже. Угощение для него – пирог, посоленный хлеб, мед, яйца, а порой и безголосого краденого петуха иное, оставляли именно на межах, чтобы он сразу отыскал лакомство. В то же время на межах старались никогда не спать. Встретив на своем пути спящего человека, полевой вполне может обозлиться и наслать на человека болезнь, ещё более крепкий сон, избавиться от которого не так-то легко, или даже задушить несчастного, оказавшегося на его пути. После завершения сезонных работ, крестьяне обязательно срезали сноп не обмолоченных колосьев, перехватывали шнурком и оставляли всё на той же меже – в подарок полевому за его доброту и благосклонность.
Если лешего, домового, кикимору и других легче услышать, чем увидеть, то полевика увидеть можно нередко. Для этого нужно выйти в поле либо в полночь, либо в полдень. Чаще всего он прохаживается по своим владениям в дневную страду, когда воздух над полем висит раскаленное марево. Вот только выходить в такое время на поле крайне нежелательно – можно встретиться не только с полевым, но и с его соседкой полуденицей. А такая встреча обычно не заканчивается для человека ничем хорошим.
В целом же, полевой, как и другие представители славянской "нечистой силы" не является злым или жестоким. Но уж в справедливости и определенном самолюбии ему никак не откажешь.
 
 
 
Метки: Полевой
 
 
 
Оставить отзыв ↓
 
Ещё никто не оставил отзывов.
 
Материалы данного сайта размещаются только для ознакомления с Родной Верой и не являются публичным призывом к выполнению каких-либо действий. Ресурс крайне осуждает любые формы экстремизма.
Также обращаем Ваше внимание на тот факт, что наш славянский магазин не является публичной офертой, в соответствии со статьей 437 п.2 ГК РФ.
Большинство изделий изготавливаются вручную, поэтому возможны некоторые отклонения в характеристиках, таких как: размер, вес, цвет или цветовая гамма.