Понятие греха в родноверии

  • 09 октября 2015 03:09:24
  • Отзывы : 3
  • Просмотров: 7970
  • Автор: Станислав Радосветов
  • 5 Понятие греха в родноверии
Понятие греха в славянском языческом мировоззрении Неоднократно приходится обращаться порой к понятным для многих людей ситуациям, словам, смыслам. Но если и есть неопределённость, недосказанность, - значит есть и о чём говорить.

Так, часто можно услышать от родноверов слово «грех» в разных контекстах. Это крайне странно. И странно это по нескольким причинам. Во-первых, это слово - маркер христианства, со смыслом ошибка, неправильное исполнение догмы (религиозного правила). Под словом «грех» стоит явная попытка загнать верующего человека в жёсткие рамки, которые могут и изменяться церковью со временем. Грехи искупляли, за них шли на костёр, грехи выкупали (практика индульгенций) и много ещё как манипулировали верой человека. Всё это позволило философам–религиоведам трактовать термин грех как ширму для прикрытия по сути множества безобидных действий, за которые человек должен попадать в зависимое положение от воли церковки. И в зависимости от века сама церковь реагировала по-разному, сжигала, покупала, осуждала, изгоняла грехи. Так вот, суть, думается, ясна. Грех – это христианский термин, обозначающий ошибку. Да, в этом ключе славянин может совершать их на своём духовном пути. Но вот важное пояснение, грех-то зависит исключительно от воли церкви, библии, писаний, догм, в конце концов. И как принципы мироустройства славянской культуры пересекаются с догматами?

И вот мы подходим к таким важным, в понимании этого вопроса, предметам, как терминологическая база вероисповеданий и эгрегоры. Глубоко раскрывать суть этих вопросов нет нужды в этой статье, объясним лишь базовые моменты. Если вы пробовали общаться с батюшкой или истинно верующим христианином, будучи родновером, смею вас заверить, вы говорили на совершенно двух разных языках. Дело в том, что термины и мировоззрение разное, вы из двух разных вселенных. Вот нахождение в двух разных эгрегорах и не позволят вам понимать друг друга.

Так вот, некоим образом нельзя переносить в славянское родноверие термин грех. Конечно, родновер может оступиться, совершить плохой поступок, как в бытовом плане, так и в духовном, но ему не нужно бежать в церковь, не нужно искать волхва, дабы сунув ему деньги, спать потом спокойно. Ему не нужно, наконец, бить себя плетьми, дабы вымолить у богов прощение. Раньше либо община выбирала меру наказания, либо сам человек наказывал себя за ошибки - но не физически, а морально. То есть если ошибка была перед общиной, то община и решала, что делать с человеком, был просто вечевой суд, если ошибка была духовная, то человек пытался её исправить, совершая добрые дела, иногда до самой смерти. Но это всё поверхностно и не отражает реальной сути проблемы. Так как нельзя проводить такие сравнения между последствиями ошибки в христианстве и родноверии, так как критерии, принцип, да и сам характер этих ошибок был совершенно, а порой, и бинарно отличимый. Славяне в своих действиях исходили только из двух понятий: совесть и традиция. По совести ли так поступать? Как отец мой поступал в подобной ситуации? Понимаете разницу? Тут не всегда чёрное - черно, а светлое это свет. Всё зависит от контекста, от ситуации от конкретного человека и его статуса. Это сложное явление.

Иногда в родной вере просто было убить ворога, который посягает на твою землю, жену и имущество. Человек потом не раскаивался, не искал прощения у богов, он даже и не мог подумать, что совершил ошибку. По его представлениям он спас семью и дом. А с точки зрения христианства это самый тяжёлый грех. И наоборот, убить своего родича даже по страшной ошибке (например, на охоте) было тяжёлым испытанием для славянина, даже если его за это никто не стал судить.

Кроме того, в славянской вере есть условное понятие кармы (конечно так она не называлась, но так читателю будет проще понять). Человек, на своём жизненном пути делает тёмные и светлые дела, это как сосуд. Причём темное и светлое не всегда маркировалось понятиями, которые понятны сегодня как зло и добро. И это влияло на то, в кого переродится человек после смерти. Вполне доказанный факт, вера в перерождение, пусть и несколько отличимое от понятия буддистов, но вполне сопоставимое, была распространена у наших предков. Смотрите подробнее труды Велецкой. И вот... человека это как-то нормировало, что ли, в совершенных им действиях.

Итак, резюмируем:
  • 1. Понятие ошибки нормировалось обычаями, верованиями, своим представлением о правильности действий и совестью.
  • 2. Понятие греха, так такового не существовало и всё ошибки были условны.
  • 3. То, что можно приблизить к термину «грех» в славянском миропонимании - система сосудов кармы. Совершив нечто плохое, человек сам должен исправить свой рок добрыми делами.
Поэтому в лексике родновера не может быть слова «грех», и, думается, мы объяснили почему…
Авторы статьи Станислав Свиридов, Макс Говоров. Третья редакция статьи от 10.09.19
 
 
 
 
 
 
Оставить отзыв ↓
 
Упорядочить отзывы:
 
Материалы данного сайта размещаются только для ознакомления с Родной Верой и не являются публичным призывом к выполнению каких-либо действий. Ресурс крайне осуждает любые формы экстремизма.
Заполняя любую форму на этом сайте, Вы даёте согласие на обработку Ваших персональных данных. Также обращаем Ваше внимание на тот факт, что наш славянский магазин не является публичной офертой, в соответствии со статьей 437 п.2 ГК РФ.
Большинство изделий изготавливаются вручную, поэтому возможны некоторые отклонения в характеристиках, таких как: размер, вес, цвет или цветовая гамма.
* - Бесплатная доставка осуществляется только по территории РФ, за исключением труднодоступных населённых пунктов. Условия: покупка на сумму 1500 рублей и выше, 100% предоплата.