Книги, журналы, диски для родновера

Проблемы и критика неоязычества в России

  • 03 июля 2017 07:48:24
  • Отзывы : 0
  • Просмотров: 457
  • Автор: Макс Говоров
  • 0
Этой статьёй мы продолжаем серию материалов, посвящённых проблемам признания Родноверия на государственном уровне. Весь цикл представляет собой сугубо научный подход к проблеме, поэтому лишён эмоций и не использует ненаучные термины. Это попытка трезво объяснить государству позицию тех, кого оно считает «неоязычниками» и перечислить факты, которые прямо указывают на важность принятия Родноверия в общее культурное пространство России.

Неоязычество, как уже говорилось в предыдущей статье, есть современная трансформация или реконструкция в пространстве традиционной российской культуры каких-либо древних духовных учений, верований или практик.

Наибольшее распространение в России получило так называемое Родноверие, основанное на интересе к древним, дохристианским верованиям Руси. Оно не имеет единой организационной структуры и подразделяется на множество организаций и групп, взгляды которых очень существенно различаются, вплоть до радикальных. Также на территории России действуют и другие неоязыческие объединения национального и даже националистического толка. Всё это приводит к запрету отдельных неоязыческих групп и/или их учений на государственном уровне, через признание их экстремистскими, что, в свою очередь, создаёт негативный фон вокруг неоязычества в целом.

Таким образом, нужно понимать, что неоязычество в социокультурном пространстве РФ – это часто субкультурное (и реже контркультурное) явление религиозного и/или общественно-политического характера, трудно поддающееся контролю и изучению, как со стороны государственных структур, так и со стороны общественности, науки, в первую очередь из-за своей разнородности.

Хотя на деле классификацию можно провести достаточно просто, разделив представителей неоязычества на две большие группы.
Первая - это реконструкторы языческих учений, духовных практик, магически-обрядовой культуры, мифологической системы мышления, суеверий, присущих народу до насильственной христианизации (исламизации и так далее).
Вторая – это участники объединений, ориентирующихся на архаическое язычество в политическом (обычно национал-патриотическом), экологическом (сближение с природой, отрицание технологий) и историко-этнографическом (реконструкция народного быта и уклада жизни с тем же отрицанием технологий) аспекте.

Как видно, лишь вторая группа представляет хоть какую-то опасность для государства (через сепаратизм, экологический терроризм, отрицание научного и технологического прогресса). Хотя следует признать, что некоторых представителей того же славянского неоязычества сложно определить к одной группе. Также среди них много откровенных шарлатанов, либо выдающих себя за носителей особых знаний, либо проповедующих нечто, слабо относящееся к неоязычеству вообще.

Православные клирики от науки пользуются этим и всячески стремятся принизить значение язычества в русской культуре, и открыто противоборствуют его возрождению в форме неоязычества.

Так, С.И. Жолудев и В.Г. Плотников пишут, что «наряду с иностранными религиозными организациями в современном социокультурном пространстве России значительную роль в духовной дестабилизации общества, отражая общемировую тенденцию интереса к реконструкциям архаических форм верования, играют доморощенные или заимствованные неоязыческие движения».

Такой подход нельзя назвать научным, хотя он характерен для теологов, которыми, что неудивительно, чаще всего являются адепты православия.

Также в корне неверен подход, озвучиваемый ещё одним клириком Р.А. Лопиным: «Неоязычество как форма духовного ориентира наиболее привлекательна своей простотой (примитивностью) и безответственностью в духовной жизни человека, индифферентностью по отношению к истинному добру и злу […] философия аморфной духовно-религиозной прагматики […] форма нигилизма исторического, культурного, религиозного, социально-государственного и т.п.».

Самым интересным в данном случае является тот факт, что большинство ценностей, которые продвигаются православной культурой, являются традиционными исторически в более широком смысле, чем является само православие. Если конкретнее, русское православие во многом опирается на прямые заимствования из языческой культуры и является синтезом славянского язычества и христианства.

В то, во что верил народ Руси после принятия христианства, нельзя и назвать таковым. Вера российских христиан часто не догматична и не канонична, так как, например, может жить бок о бок с суевериями. Но и это ещё не всё, в представление о христианской вере столетиями включались народные приметы, обычаи отдельных регионов и селений и многие другие факторы.

Таким образом, исторически догматическое православие хоть и было государственной религией, но никак не народной. По С.А. Свиридову, «русское православие - это смесь язычества, народных, традиционных верований и православия как оно было понято и адаптировано под представления о картине мира в язычестве». Научные подтверждения данному обстоятельству легко находятся и в культурологии, и в истории, и в филологии.

Например, праздники Иван Купала или Масленица – языческие обряды, посвящённые солнечным циклам (летнее солнцестояние или весеннее равноденствие) и конкретным языческим богам (Купало и Мара).

Дошедшие исторические свидетельства подтверждают, что язычество на Руси было именно религией, со своим пантеоном богов, их материальным выражением (идолами) и обрядовой составляющей.

Большинство русских сказок, обладающих, между прочим, не просто огромной культурной ценностью, но и проповедующих те самые «традиционные» ценности и мораль, являются, по сути, антихристианскими, то же можно сказать в общем и целом о фольклоре и мифологии. Это легко доказать тем, что в славянском фольклоре действуют персонажи, нарушающие догматические понятия о добре и зле (Баба Яга может помочь, Царь может быть плохим), присутствуют явно еретические умозаключения и действия положительных героев, встречаются мифические персонажи, оборотни, духи, зелья, одухотворённые вещи и природные явления и так далее.

Всё это элементы язычества. И всё это – подтверждения развитой языческой культуры, культуры массовой, имеющей свои моральные нормы, традиции, устои. Культуры уничтоженной, сублимированной православием.

Таким образом, язычество – есть исконный и важный пласт русской культуры, от него нельзя отказываться, его нужно, наоборот, поддерживать и включать его лучшие проявления в общее культурное пространство.
 
 
 
 
 
 
Оставить отзыв ↓
 
Ещё никто не оставил отзывов.
 
Материалы данного сайта размещаются только для ознакомления с Родной Верой и не являются публичным призывом к выполнению каких-либо действий. Ресурс крайне осуждает любые формы экстремизма.
Заполняя любую форму на этом сайте, Вы даёте согласие на обработку Ваших персональных данных. Также обращаем Ваше внимание на тот факт, что наш славянский магазин не является публичной офертой, в соответствии со статьей 437 п.2 ГК РФ.
Большинство изделий изготавливаются вручную, поэтому возможны некоторые отклонения в характеристиках, таких как: размер, вес, цвет или цветовая гамма.