Белый цвет

  • 10 июля 2017 07:48:24
  • Отзывы : 0
  • Просмотров: 1265
  • Автор: Станислав Радосветов
  • 0
Белая природаБелый цвет достаточно интересен для изучения. Вроде бы он и нейтральный. Мы видим белый день, снег для нас белый, много в цветущих растениях можно встретить белый, но так, чтобы его было много в природе, говорить не приходится. Самой главной бинарной оппозицией в славянской мифологии является череда белый \ чёрный. Это выражено в первую очередь в славянских Богах – дедах Белбоге и Чернобоге. Считается, что это два монолита, которые ведут ветви двух пантеонов – один добрых и светлых богов, их ещё называют Ясуни, второй тёмных богов – Дасуни. Если условно, даже сказал бы по-голливудски разделить эту дуальность, то сейчас мы говорим о добре и зле, дне и ночи. Условно и по-детски, конечно можно принять такие простые нормы понимания. Само выделение на уровне божеств этих двух цветов говорит уже о том, что славяне на уровне кармической делили единство мира на Явь – Правь – Навь, понимали многие аспекты философии. Существует даже легенда, где за человеком ходит два бога - Чёрный и Белый, и каждый из них записывает деяния человека. Это, конечно, поздняя трактовка славянского родноверия, где в богах больше угадывается Чёрт и Бог, но архетип кармического восприятия мира ближе по ритуально-философской парадигме к вере предков. Итак, белый цвет для славянина это свет, свобода, добрые дела, Правда, Светлые Боги. Это только первый пласт, есть и другие.

В былинном эпосе часто можно встретить упоминание белого цвета. Он там выступает в роли маркера отделения своих от чужих, например «Бел шатёр» обозначения места сбора или стоянки русских князей. «Бело рученьки» был маркером отделения своих от поганых (чёрных печенегов). В эпосе мы ещё встречаем такое словосочетание «Бел горюч камень» Исследователи сходятся на мысли, что так обозначатся алатырь камень. Самый главный мифологический алтарь славян, который по преданиям стоит на границе Явного и Навьего мира. На этом алтаре былинные персонажи общаются и вопрошают к светлым богам, по одной легенде за этим камнем спрятан проход в навье царство (а по другой, вход в Пекло, но это синоним Нави). Как видно алатырь камень это последняя граница светлых сил перед тёмными силами.

Роль белого цвета в обрядах сложно недооценить. Основным элементом славянской ритуальной одежды выступает белый сарафан или длинная рубаха-косоворотка, выполненная изо льна, крапивы или конопляной нити. Эта одежда выступала в роли светлых помыслов человека, его стремление к добрым делам. И дабы злые, не чистые духи, мысли да помыслы не просочились через одежду, все входы: рукава, подол, ворот, были украшены различными обережными символами и чирами. На любой славянский праздник Русич должен быть появиться в белой рубахе. Это считалось национальной одеждой, да и до сих пор считается. Сегодня у крупных славянских общин не разрешается доступ к первому кругу хороводов людям без национальных одежд. Именно там и происходит вся ритуальная деятельность.

В свадебной традиции белый цвет выступает символом чистоты и целомудрия. Для подтверждения этих слов вспомните лишь обычай вывешивать после первой ночи молодожёнов простынь с каплями крови, показывающие девственность и чистоту невесты, это важно было для правильного продолжения рода. Про роль белого цвета в свадебной ритуальной деятельности славян нужно ещё упомянуть и в контексте рушников – славянских белых полотенец с вышивкой. Молодым при входе на свадебное торжество обвязывали руки такими белыми рушниками, дабы все помыслы и дела молодых были чистыми, светлыми и в соответствии с людскими законами и традициями славянских Богов.

Черный цвет как ритуальный цвет пришёл к нам с приходом христианства. Раньше у нас такие тона при крадировании – славянских похоронах приняты не были. Как и у многих индоевропейских народов, цветом траура у нас был белый цвет. Покойник был в своей обрядовой белой рубахе, все пришедшие проститься с покойничком приходили, как на праздник, в светлых одеждах. Считалось, что человек уходит пировать к светлым богам и это была радостная весть. Похороны были по сути проводами с песнями и плясками, да и хороводами конечно. Кстати, в Японии до сих пор провожают ушедших в белых одеждах.

Мы уже говорили, что снег белый, но тут нужно немного в него углубиться. Снег всегда был метафоричным значением малой смерти, смерти природы. Так что это продолжает нашу мысль про значение белого цвета в похоронных обрядах.

Правильное понимание белого цвета важно для культурологии, этнографии и для полного и правильного понимания славянской мифологии. Белый цвет - это сильный культурный маркер и его семантика интересна и многогранна.
 
 
 
 
 
 
Оставить отзыв ↓
 
Ещё никто не оставил отзывов.
 
Материалы данного сайта размещаются только для ознакомления с Родной Верой и не являются публичным призывом к выполнению каких-либо действий. Ресурс крайне осуждает любые формы экстремизма.
Заполняя любую форму на этом сайте, Вы даёте согласие на обработку Ваших персональных данных. Также обращаем Ваше внимание на тот факт, что наш славянский магазин не является публичной офертой, в соответствии со статьей 437 п.2 ГК РФ.
Большинство изделий изготавливаются вручную, поэтому возможны некоторые отклонения в характеристиках, таких как: размер, вес, цвет или цветовая гамма.
* - Бесплатная доставка осуществляется только по территории РФ, за исключением труднодоступных населённых пунктов. Условия: покупка на сумму 1500 рублей и выше, 100% предоплата.